витражи

+7 985 727-73-97
продажи

+7 495 573-41-17

Схема проезда


Цветное стекло – купить лучшие образцы на выгодных условиях в Москве

Каталог / Цветное стекло

Для создания витража Вам понадобится качественное цветное стекло, купить которое можно в нашей компании. Но каждому мастеру витражного дела или заказчику прекрасных композиций из цветного стекла было бы любопытно узнать немного подробнее об истории появления этого удивительного материала и самой технологии создания изделий из него.

Прозрачное и цветное стекло - история появления

Точную дату и место первого появления и осознанного употребления стекла на планете ученым установить пока не удалось. Известно лишь, что древние люди заметили две формы этого материала, образующиеся в естественной природной среде. Одна – это длинные стеклянные трубы в песке, образующиеся в местах удара молнии и оплавления кварца. Вторая – это обсидиан – оплавленная вулканической лавой смесь скальных пород и песка. Обсидиан практически сразу же нашел практическое применение в быту древних людей – его приспосабливали для украшений, посуды и даже использовали в качестве денежных знаков!

Но когда же люди впервые осознанно получили прозрачное или цветное стекло и начали его использовать в своей ежедневной жизни? Популярна легенда, гласящая о том, как финикийские мореходы поставили посуду и металлические подносы с углями на блоки из соды, а те, в свою очередь, на песок. И за ночь огонь растопил соду, и, смешавшись с песком, под длительным нагревом та превратилась в стекло.

Однако более научные теории появления цветного стекла присваивают пальму первенства в создании этого удивительного материала египетским или месопотамским гончарам (стекло могло появиться как побочный продукт при обжиге глиняной посуды на открытом огне). Доподлинно установлено лишь то, что самым древним на Земле из найденных изделий является знаменитая Египетская цепочка, 115 фрагментов которой были обнаружены в 1937 году археологом Шлумбергером и которая датируется 2 750 годом до нашей эры.

Цветное стекло – небольшой экскурс в историю

Доподлинно установлено, что цветное стекло было известно шумерам (они изготавливали стеклообразную глазурь разных оттенков и ею покрывали коническую черепицу для своих знаменитых храмов) и египтянам Нового Царства, которые получали цветное стекло спиралевидной формы для своих сосудов, причем окрашивалась стеклянная глазурь посредством различных примесей к соде и песку.

Первое же подробное методическое описание по производству прозрачного и цветного стекла, купить которое сегодня можно легко и непринужденно, относится к 650 году до н. э., и было найдено археологами в библиотеке Ашурбаниала – ассирийского царя.

Цветное стекло – постепенное совершенствование технологии

Египтяне плавили стекло в глиняных горшках, которые ставились на открытый очаг. Спекшиеся фрагменты окунали в ледяную воду, в которой они неизбежно растрескивались. Их осколки (иначе, фритты) растирали специальными жерновами и вновь пускали в плавку. При этом, как правило, устанавливались две печи – для предварительной плавки сырьевого стекла и для переплавки фритт. Чуть позднее они познакомились с процессом прессования раскаленного стекла с целью придания ему необходимой плоской формы.

Производство стекла получило революционное развитие с момента открытия удивительной технологии – выдувания стекла посредством полой трубки. Элементарная трубка в руках опытного мастера с хорошим художественным чутьем превращала бесформенную субстанцию из расплавленного сырья в изящные изделия из прозрачного или цветного стекла различной формы (с внутренним объемом).

Первые оттенки цветного стекла, появившиеся в продаже, стали фиолетовые, пурпурные, голубые, желтые и синие тона. Также примерно за 1200 лет до нашей эры получило распространение зеленое стекло, получаемое добавлением в сырье для плавки железа и меди. Еще стеклянные изделия начали украшать медью примерно в то же время. Европейскому обывателю посчастливилось цветное стекло купить только на заре первого тысячелетия – мастера того времени получали синие изделия с помощью кобальтовых добавок при их изготовлении.

Что касается территориального распространения цветного стекла, купить которое можно было только за очень немалые деньги, то археологи подтверждают его активное применение в Древнем Египте, на Ближнем Востоке (Финикия, Сирия, Причерноморье), в Поднебесной (всплеск стекольного производства в Китае пришелся на 3-5 века до нашей эры) и даже в Сибири. Именно там, по утверждениям ученых, родилась технология выдувания стекла через трубку.

Мрачное Средневековье изгнало цвет из стекла на долгое время. Однако уже в 982 году нашей эры стеклодувы Венеции опробовали привезенные с Ближнего Востока секреты изготовления цветного стекла и изделий из него, создав первую из позднее ставших знаменитыми на весь мир венецианских ваз.

С той поры начался настоящий расцвет венецианского стекла, ставшего едва ли не главным товаром этого небольшого гордого города – государства. При этом рецептура и технология постоянно совершенствовались мастерами и хранились в исключительном секрете от конкурентов (вплоть до запрета выезда из города владеющих этими тайнами).

Примерно к 15-му веку венецианским мастерам удалось настолько усовершенствовать технологию производства стекла, чтобы получить прозрачное стекло «кристалло», совершенно свободное от примесей, на которое наносилась позолота и эмаль для украшения изделия. Следующий, XVI век принес с собой начало производства аметистового (матового) стекла, а также алмазных игл для его гравировки.

Венецианская школа оказала значительное влияние на историю появления прозрачного и цветного стекла и на французских, английских и испанских стеклодувов, однако некоторые более поздние французские и британские техники превзошли ее в части расписного портрета или гравировки.

Цветное стекло – история возникновения и освоения технологии листового стекла

В 1330 году был придуман способ производства плоского оконного стекла.

Его родоначальником стал француз Кокерей, придумавший следующий алгоритм:

  • Мастер выдувал из расплавленного стекла почти круглый пузырь;
  • Не затвердевший еще пузырь раскрывали в чашу и начинали быстро вращать;
  • Под воздействием центробежных сил чаша сама собой трансформировалась в тонкий совершенно плоский круг.

Данные стекла называли лунными за круглую форму и немного недолюбливали за неизбежный бугорок в центре круга.

Позднее прозрачное и цветное стекло стали изготавливать холявным способом:

  • Выдували продолговатый пузырь огромных размеров – холяву;
  • После затвердения холяву разрезали вдоль и снова отправляли в печь, уложив на специальную плоскую плиту;
  • После размягчения холяву вытаскивали, разворачивали и разглаживали.

Холявный метод изготовления прозрачного и цветного стекла активно применялся вплоть до прошлого столетия. Уникальным подвидом холявного способа стеклопроизводства является метод Любберса-Чемберса, когда в ёмкость с расплавленным стеклом погружают кончик стеклодувной трубки и, нагоняя в нее воздух, начинают медленно поднимать его вверх. При этом начинает плавно вырастать стеклянный столб большого диаметра, останавливающийся лишь на отметке в 13 метров! Образовавшуюся колонну из стекла (весом, ни много ни мало в 300 тонн) предельно аккуратно и бережно опускают на специальные козлы, распиливают на отдельные фрагменты, расправляемые затем в плоские листы.

Бельгиец Фурко же изобрел специальную машину, вытягивающую расплавленную стекломассу не в столб, а в ленту, на поверхности которой плавает особый инструмент из неплавкого материала – лодочка, с узкой длинной щелью в ее дне. При нажатии на лодочку, сквозь эту щель продавливалось стекло, тут же ловко подхватывалось приманкой и поднималось вверх. Постоянная ширина стеклоленты обеспечивалась свойством ее краев отвердевать быстрее середины. Далее ленту подхватывали за отвердевшие части пара вальцов, вращавшихся в разных направлениях, и тянула ее дальше. Над первой парой вальцов располагались еще несколько таких же приспособлений, увлекающих стеклоленту вверх, пока на отметке в 5 метров она не выходила из машины практически полностью остывшей. В конце от ленты отрезались куски требуемых размеров.

Одна из самых современных технологий изготовления прозрачного или цветного стекла, купить которое сейчас можно в любой точке земного шара, получила название флоат – от английского глагола «to float», означающего «плавать на поверхности». Суть ее в формировании стеклоленты на поверхности расплавленного олова, делающего идеально ровной заднюю сторону стекла за счет контакта с такой же ровной гладью металла, а переднюю – благодаря действию сил поверхностного натяжения массы расплавленного стекла (их еще называют огненной полировкой).

История появления зеркал

Помимо привычных нам, прозрачных и цветных стекол, есть еще одна разновидность этого материала, также хорошо нам знакомая, это зеркало. Вплоть до XVII века нашей эры человечество, конечно, активно применяло зеркальные стекла, но их оптические возможности, мягко говоря, оставляли желать лучшего.

Но в 1688 году парижские стеклодувы разработали новую, более совершенную технологию производства зеркал:

  • Стекломасса в расплавленном виде выливается на специальный стол для раскатки до совершенно плоского состояния.
  • Затем поверхность изделия подвергается многоэтапной полировке: грубыми дисками из чугуна, абразивом из песка вначале крупных, затем мелких фракций, мягкими дисками их толстого фетра.

На выходе получалась идеально гладкая зеркальная поверхность без искривлений и преломлений.

Цветное стекло американского образца – перенесемся в США XIX века

Пара американских художников Л.К.Тиффани и Д. Ла Фарж первыми отважились поэкспериментировать именно над цветным стеклом, в частности, использовать опаловое стекло с переливом, на что Ла Фарж и получил в 1880 патент. Тиффани же запатентовал целую серию способов получения и использования цветного стекла в том же 1880 году. А в 1887 году американская Стеклянная Компания Кокомо открыла линию по производству опалового цветного стекла путем его поочередного нагрева и остужения с добавлением особых химических препаратов.

Как видите, цветное стекло, купить которое теперь можно в широком ассортименте цветов и фактур, проделало долгий путь от древних амулетов к современным витражам и другим декоративным изделиям! Тем ценнее для нас его красота, вобравшая опыт сотен поколений!

Назад

Сделать заказ







Загрузите картинку