витражи

+7 985 727-73-97
продажи

+7 495 573-41-17

Схема проезда


Совместимость

Фьюзинг / Технология фьюзинга / Совместимость
Совместимость - это самое главное, что Вы должны усвоить, когда начинаете работать со стеклом. Совместимость - это свойство двух и более спеченных (сплавленных и т.п.) к стабильному совместному существованию, или отсутствие напряжений в готовом изделии состоящем из двух и более стекол.

Традиционно, совместимость была определена коэффициентом температурного расширения (КТР). Но одинаковый КТР - не гарантирует совместимость, вязкость - другой фактор.

Коэффициент температурного расширения (coefficient of expansion COE) - число, которое отражает увеличение линейного размера стекла в зависимости от температуры, а именно удлинение стекла при нагреве на один градус. Например, стекло фирмы Bullseye имеет КТР равный 90 х 10-7 мм. В обычной практике 10-7 опускается, и КТР стекла фирмы Bullseye принимается равным 90. Чем больше КТР, тем сильнее стекло удлиняется с ростом температуры.

Коэффициент COE определен посредством лабораторных испытаний в диапазоне температур между 0 и 300°C.

Вязкость - свойство, характетрное для жидкостей Это - сопротивление, которое жидкость оказывает относительному движению ее частиц. Это свойство непосредственно связано с температурой. Вообще, вязкость в жидкостях увеличивается с уменьшением температуры. Одинаковый КТР означает, что стекла удлиняются и сокращаются одинаково при температурах точки стресса. Но при более высоких температурах начинает на первое место выходить вязкость. Так более мягкие стекла быстрее размягчаются при нагреве и дольше остаются подвижными при охлаждении, чем более жесткие. При их сплавлении между собой могут возникнуть значительные напряжения несмотря на одинаковость КТРов. Это часто случается при использовании мягких ФЛОАТ-совместимых цветных стекол (COE 82-84) с промышленным быстротвердеющим ФЛОАТ стеклом.

Все стекла, предназначенные для фьюзинга проходят проверку (тестирование) и фирмы, выпускающие такие стекла, гарантируют совместимость, но настоятельно рекомендуют проверять ВСЕ используемые материалы на их взаимную совместимость. Тест на совместимость стекол может быть выполнен тремя способами, назовем их условно "стеклянная нить", "стрессомер", "полоски стекла".

Стеклянная нить - это быстрый способ проверки совместимости двух стекол. Идея его такова. Два проверямых стекла нагреваются в пламени горелки и, после сплавления между собой растягиваются в нить. Далее нить обламывается и остужается. Если прямая в расплавленном состоянии нить искривляется при охлаждении - значит стекла несовместимы. Этот метод используют стеклодувы. Для точного определения совместимости нужен опыт и сноровка. Метод может дать значительную ошибку.

Стрессомер - наиболее часто используемый метод. Стрессомер представляет собой прибор состоящий из двух поляризационных светофильтров и источника света. Проверяемое стекло помещается между фильтрами. Вращая один из них наблюдают края спеченного стекла. При наличии напряжений по краям появляется светящийся ореол, который особенно силен в углах. В простейшем случае достаточно иметь два поляризационных фильтра, чтобы можно было прверить наличие или отсутствие напряжений в готовом изделии. Единственным ограничением для использования стрессомера явлеется прозрачность стекла. Глухие стекла нельзя проверить на совместимость этим способом.

Полоски стекла - это самый точный и универсальный способ проверки совместимости. Из двух проверяемых стекол вырезаются две одинаковые полоски шириной около 2 см и длиной не менее 30 см. Одна полоска кладется в печь вниз одним стеклом, а вторая другим стеклом. Проводится полноценный обжиг в Вашей печи по Вашему графику. После полного остывания обе полоски достаются из печи и у них проверяется прогиб. Он должен быть измерен штангенциркулем или микрометром на плоской плите. Если прогиб отстуствует или незначителен ( в литературе приводятся 2 мм на длине 250 мм, что нам представляется очень большим прогибом и недопустимым в реальной работе), то стекла совместимы. Почему две полоски? Дело в том, что на прогиб стекла кроме КТР влияет еще режим охлаждения. Поэтому при быстром охлаждении возможен прогиб из-за более быстрого охлаждения верхнего стекла. Для исключения этого эффекта и надо обжигать две полоски.

Задать вопрос

К сожалению выбраной формы не существует