Использование росписи по стеклу в интерьере. - Максименко Анна - Витражи и окна

Использование росписи по стеклу в интерьере.

 

 

Роспись по стеклу - это ультрасовременное искусство, основанное на многовековом опыте витражной живописи.

Как известно, искусство витражной живописи начиналось, прежде всего, как религиозное искусство.

В древние века малограмотные люди могли черпать информацию о слове Божьем только из уст священника. Так же наиболее массовым воздействием обладали изобразительные мотивы в соборных окнах. В те далекие времена книга была дорогим и недоступным для большинства сокровищем, а витраж в соборе мог увидеть каждый – это искусство стало основным методом визуального воздействия на человеческую душу. Библейские истории раскрывались человеку через игру света и тени, сочетания различных красок и украшенного рисованными мотивами витражного полотна. Это были истории, которые Библия не могла передать неграмотным больше никаким другим способом. Живопись на стекле изначально разрабатывалась для изменения контуров стеклянных силуэтов, создавая иллюзию более сложных форм. Вырезать кусочек стекла точно по определенному рисунку ранее не представлялось возможным из-за отсутствия соответствующего инструмента (который был изобретен значительно позже, чем витраж, как искусство). Роспись придавала живость грубым кускам стекла, обрамленным толстым свинцовым швом. С помощью росписи изображаемые фигуры людей дополнялись множеством мелких деталей (такими как прописанные лица, пальцы рук, детали одежды и так далее). А окружающие пейзажи оживлялись искусно выполненными лепестками цветов, листьями и стволами деревьев, архитектурными мотивами.

На иллюстрации (рис.1) Вы можете видеть страницу книги "Panoplia Omnium Artium" (книга ремесел), изданной в 1568 году. Иллюстрация Йоста Аммана представляет собой гравюру на дереве, изображающую художника по стеклу, работающего в своей студии.

Рис.1. Йост Амман "Panoplia Omnium Artium" 1568

В принципе, работа современного мастера по росписи стекла в техническом плане мало чем отличается от работы мастеров древности. Художник может придерживаться традиционной манеры письма или придумать для себя нечто новое, но полностью игнорировать традицию стеклянной росписи невозможно.

В наши дни роспись по стеклу становится популярной благодаря потрясающим визуальным эффектам, которые она может воспроизводить, богатству изобразительных сюжетов, а так же доступности оборудования для окраски стекла. Благодаря этому роспись приобрела модное и востребованное в современных интерьерах звучание, (рис.2).

 

 

 

Рис. 2. Современные витражи с росписью

Итак, что нужно знать, чтобы определиться с мотивом и стилем витражной живописи в интерьере?

Для этого необходимо потратить некоторое время на размышления о результатах, которых вы хотите добиться.

В первую очередь это размышления о цвете и материале. Витражная роспись, так же как и классический витраж Тиффани, может быть очень разнообразной. Попытайтесь думать о своем проекте в контексте Вашего пространства. Например, если Вы хотите стиль модерн (рис.3), подумайте об элементах своего пространства, которые Вы уже никак не можете изменить (например, напольная плитка, шкафы, дверные и оконные проемы и так далее). Как они повлияют на законченный проект и насколько витраж впишется в уже существующий интерьер? Будут ли их цвета или поверхности гармонировать с новым интерьерным элементом?

Рис.3. Витражная роспись в стиле модерн

Исходя из вышесказанного, необходимо подобрать правильную технику и краску для проекта. О существующих техниках окраски витража и об эффектах, воспроизводимых витражной росписью, мы поговорим в данной статье.

Гризайль

Витражная живопись была, с самого начала ремесла, одним из процессов, которые испытали много изменений в ходе своего развития.

Техника гризайль была первым мотивом росписи, когда-либо использовавшимся на витражных полотнах. Эта краска применялась для изображения в виде толстой непрозрачной линии на цветных или бесцветных прозрачных стеклах. После открытия метода окрашивания серебром, гризайль также использовали для теней и других деталей композиции. Примеры витражей 17-го и более поздних веков показывают высококачественные композиции, которые можно было получить, используя только гризайль (рис.4 - 5).

Рис.4. Завулон (17 век)

Рис.5. Витражи в галерее Психоры в технике гризайль (16 век)

Grisaille - это краска на основе стекла, применяемая для производства витражных панелей, обычно используемая для создания контуров и теней. Эти краски традиционно только темных, монохромных цветов (черный, коричневый). Очень редко встречается светлый (белый) оттенок. Гризайли получают путем смешивания оксидов металлов (таких как железо или медь) с измельченным стеклом на основе свинца. Эта краска наносится на лицевую сторону витража и, в некоторых случаях, даже на обратную сторону работы.

Для нанесения гризайли, в качестве связующих компонентов, ранее использовали вино, мочу или гуммиарабик. Затем краска нагревалась при температурах 600 -750 °С, что позволяло прикрепить слой краски к основному стеклу. Техника окрашивания гризайли вместе с применением серебряного пятна (с 14 века и далее) оставалась до начала 15 века единственной техникой живописи, используемой в витражах. На сегодняшний день принципиально работа с гризайлями не изменилась, разве что вино и мочу мы перестали использовать в своих работах и прибегаем к более современным препаратам (рис.6)

Рис.6. Современный мотив витражной росписи в технике гризайли

Подводя итоги, мы можем сделать заключение, что гризайль – это монохромное (черно-белое) изображение, которое может быть дополнено небольшими вкраплениями цвета. Что немаловажно – это сравнительно бюджетная техника, так как она не требует использования дорогостоящего цветного стекла в процессе создания работы. Так же мы можем значительно уменьшить количество соединительных линий между стеклами (пайка), тем самым облегчив работу мастеру и сделав витраж более легким и воздушным. Ещё одним важным плюсом данной техники является то, что это стойкие краски, которые не выцветут и не помутнеют со временем.

 

Серебряное пятно

Серебряное пятно (также известное как Silver stain, желтое пятно, серебряная протрава), мы используем для создания желтого цвета на прозрачном стекле. Технику окрашивания серебром начали применять в начале 1300-х годов, и, с тех пор, она не менялась на протяжении веков (рис.7)

 

Рис.7. Коллекция Баррелла - Св. Барбара Раундель

Окрашивание стекла с помощью серебряного пятна заключается в нанесение соединений серебра (таких как нитрат, хлорид, сульфат или оксид серебра) со связующим веществом, например гуммиарабиком, обычно на тыльную сторону витражной панели и последующим обжигом в печи (рис.8).

Рис.8. Silver stain, выкраски и образец росписи

Процесс нагревания стекла в печи создает химическую реакцию между пятном и стеклом, вызывая ионный обмен между стеклом и серебром с образованием цвета на поверхности стекла. Цвет может варьироваться от бледно-лимонного до темно-оранжевого. В отличие от краски, которая при нагревании сливается с поверхностью стекла, желтое пятно фактически становится частью стекла. Для создания яркого красного цвета так же применяют медное пятно или Koper rood (рис.9)

Рис.9. Роспись с применением Медного пятна

Серебряное пятно мы применяем для расстановки акцентов на работе ( цвет волос, элементы костюма, короны, ореолы, и т.) . Иногда пятно наносят на синее стекло для создания зелени на листве или на элементах одежды. Это так же помогает уменьшить количество паяных линий. Прекрасный пример этого можно увидеть на панели 15-го века (рис.10)

Рис.10. Коллекция Баррелла - Иоанн Богослов вручает ладонь еврею

Есть ряд несомненных преимуществ использования серебряного и медного пятен. Это, прежде всего, соответствие классическим техникам росписи по стеклу и несомненная стойкость данного окрашивания. Этот цвет никогда не помутнеет и не потрескается на вашем витраже, так как это уже , по сути, часть самого стекла. Цвет получается очень сочным, глубоким и ярким. Однако есть и ряд трудностей и особенностей работы с пятнами. Сама техника нанесения пятен довольно кропотлива и требует высокой квалификации, внимания и аккуратности художника. Это, конечно же, может сказаться на стоимости изделия. И второе – очень высокая стоимость самих материалов.

Краски по стеклу (эмали)

Витражная живопись в Европе достигла своего апогея между 16 и 17 веками. В этот момент появляется потребность использования цветных эмалей. Художники-витражисты пришли к необходимости создания более сложных живописных композиций, отличающихся цветовым разнообразием, для которых недостаточно было окрашивания гризайлем и серебряным пятном. Широкое распространение получает эмалевая живопись, которую возглавили Швейцария и Нидерланды. Примером может служить изящный раундель работы швейцарских мастеров, датированный 1671 годом. Раундель «Сцены из жизни святого Франциска» имеет ширину всего около 150 мм и сочетает в себе гризайли, пятна и эмаль.

Рис.11. 1671 годом. Раундель 1671 год «Сцены из жизни святого Франциска»

Краска для стекла состоит из смеси различных оксидов и тонкоизмельченного стекла. Красочный слой плавятся при более низкой температуре, чем стекло-основа, на которое он наносятся. Это могут быть как прозрачные, так и непрозрачные краски. Все эти эмали имеют разную стойкость, температуру обжига и обладают различными характеристиками. В зависимости от этого мы можем применять эмали в тех или иных случаях. Однако мы не применяем эмали для локального окрашивания стекла. Они используются для окраски небольших участков витража.

Роспись на прозрачном стекле

Витражная роспись может выполняться как на глухом, (мало пропускающим свет), так и на прозрачном стеклах. Всё зависит от задачи, поставленной архитектором. В чем плюсы росписи на прозрачных (цветных и бесцветных) стеклах, рассмотрим чуть подробнее. Прозрачное стекло хорошо пропускает естественный свет, и это его главный плюс. Так же прозрачное стекло более «живое», живописное, рукотворное. Такое стекло может иметь естественный рельеф, или быть гладким. Прозрачное стекло живо меняется в зависимости от освещения, времени суток, погоды за окном (рис.11)

Рис.12. Роспись прозрачными эмалями на прозрачном стекле

Особенностью (я не говорю минусом) прозрачных стекол является то, что за таким стеклом трудно что-либо спрятать. Максимум, на что можно рассчитывать – слабое рассеивание силуэта предметов, которые мы будем видеть за витражом.

Соответственно, подобное стекло будет трудно использовать в глухих нишах с подсветкой, в потолочных нишах и на других объектах, где за стеклом необходимо скрыть лампы, провода, другие технические элементы. Так, на примере стеклянной ширмы с роспись (рис.13.) мы можем видеть силуэты стоящих за витражными панелями людей, а на витражном окне с росписью (рис.14) явно видна оконная решетка.

Рис.13. Фьюзинговая ширма с росписью, прозрачное стекло, горячие краски

Рис.14. Витражное окно с росписью, прозрачное стекло, горячие краски

Мы можем обработать стекло пескоструйкой (что сразу делает его более плоским) или поставить за стеклом лист пластика. Это немного спасает положение и не мешает работе быть красивой, но надо учитывать особенность прозрачного стекла при создании Вашего проекта.

Однако использование росписи на прозрачном стекле имеет ряд несомненных преимуществ. Во-первых, мы можем сделать стилизованный витраж в технике гризайли с добавлением серебряных или медных пятен. Подобные витражи в оконных проёмах или сквозных нишах, дверях и шкафах использовались веками. Они придают интерьеру свой особый шарм. Если есть желание сделать интерьер классическим, в строго выдержанном стиле – лучше варианта не найти (рис.15-16)

Рис.15. Витражная ниша, выполненная в технике гризайлей с добавлением цветного стекла

Рис.16. Витражная ниша, выполненная в технике гризайли, серебряное пятно и эмаль.

Так же, на наш взгляд, в этой технике возможно создание витражных панелей в любой современный интерьер. Роспись цветными эмалями выглядит очень свежо. Роспись возможна на больших панелях (мы можем выполнить панели до 2500 см высотой) без соединительных линий Тиффани или свинца. Безусловно, это делает работу более легкой, воздушной. В изобразительном плане, конечно же, открывается множество возможностей, которые ранее были ограничены линиями пайки витража. Это уже настоящая живопись на стекле (рис.17-18)

Рис.17. Роспись стекла гризайлями, цветными эмалями и серебряным пятном

Рис.18. Современная роспись стекла цветными эмалями

Так же работа может быть выполнена в крайне популярной сейчас в Америке и Европе технике – росписи гризайлями на цветных прозрачных стеклах и соединение их в единую композицию в технике Тиффани.

Почему такой вариант предпочтителен? Мы используем в своей работе только проверенные, безопасные и качественные материалы со всеми сертификатами соответствия. Это очень хорошие краски по стеклу Европейских производителей, но некоторые характеристики накладывает свои ограничения. Данные краски, в своем большинстве, считаются нестойкими к воздействию кислот. Чистить подобное изделие надо с особой осторожность, используя мягкие моющие средства (или не используя их вообще) без кислот. Прозрачные краски устойчивы к УФ лучам, но могут использоваться только внутри помещений, так как они не атмосферостойкие по своим характеристикам.

Если же мы говорим об использовании техники росписи гризайлями, то здесь уже можно с уверенность положиться на их абсолютную устойчивость к атмосферным явлениям. Данные краски не лежат на поверхности стекла, а смешиваются с верхними слоями в процессе обжига в печи. Именно по этой причине подкрашивание цветных стёкол гризайлями сейчас широко используется в работе известными художниками по стеклу в Европе и Америке (рис.19)

 

Рис.19. Роспись по цветному прозрачному стеклу гризайлями

В любом случае оба варианта могут использоваться в работе, с ограничениями по характеристикам красок.

Где мы можем применить роспись на прозрачном стекле с использованием прозрачных эмалей, гризайлей и пятен: - Окна любых размеров и конфигураций
- Двери (межкомнатные)
- Створки кухонных шкафов с подсветкой или без таковой
- Сквозные ниши, которые будут иметь естественное освещение или подсветку

Роспись на глухом стекле

Глухое стекло, мало пропускающее естественный свет, мы традиционно используем на тех объектах, где предполагается использование искусственной подсветки. В чем явное преимущество глухого непрозрачного стекла? В его способности скрыть техническую часть проекта (рис.20)

 

Рис.20. Способность непрозрачного стекла скрывать дефекты и недостатки поверхности

Непрозрачное (глухое) стекло мягко рассеивает искусственный свет, скрывая сам источник света (лампы в потолочных и настенных нишах, например). Именно поэтому мы почти всегда рекомендуем использовать глухое стекло для выполнения потолков с росписью, глухих ниш с подсветкой, в дверях, которые должны скрыть от взгляда какое-либо помещения.

Глухое стекло американских производителей, которое мы используем в своей работе (Spectrum Glass , Uroboros, Wissmach, Bullseye для фьюзинга и другие) хорошо поддаётся окрашиванию гризайлями и цветными витражными красками различных характеристик.

Некоторой особенностью глухого стекла является его, как иногда говорят наши клиенты «пластиковый» вид. Но, поверьте, эти ощущения могут появиться у Вас только тогда, когда маленький кусочек стекла находится у Вас в руках. Как только непрозрачное стекло будет расписано краской и собрано в изделие – это ощущение пропадает навсегда.

На монументальных витражных потолках роспись по глухому стеклу смотрится отлично (рис 21.). Лампы, установленные в потолочной нише, не читаются за стеклом. Само стекло рассеивает свет ламп, создавая мягкое и деликатное свечение. Грамотно подбирая стекло по плотности, а роспись по насыщенности, мы можем сделать освещение более ярким или наоборот – приглушенным.

 

Рис.21. Потолок и ниша с росписью

Более того, если мы поместим на потолок прозрачное стекло с подсветкой оно, возможно, ещё будет привлекать взгляд. Но, как только свет будет выключен, стекло «провалится» и видно его не будет. Как это примерно смотрится, Вы можете убедиться, включив поздно вечером свет в своей комнате и посмотрев на стекло Вашего окна – оно будет темным и бесцветным (рис. 22.) . Такое стекло работает только на просвет.

Рис. 22. Прозрачное стекло в оконном проеме

Глухое стекло с росписью или без росписи будет работать даже в случае отсутствия подсветки (рис. 23-24.)

Рис.23. Потолок с росписью на глухом стекле с подсветкой

Рис.25. Потолок с росписью на глухом стекле без подсветки

Где мы можем применить роспись на непрозрачном стекле с использованием красок и гризалей:
- Потолки с подсветкой и без
- Глухие и сквозные ниши
- Двери
- Окна, если есть необходимость сделать их менее прозрачными

Роспись холодными красками

В завершении нашего разговора хочется коснуться такой темы, как роспись холодными красками. Что такое холодная витражная роспись? Это роспись красками, которые не подвергаются обжигу. По сути, эти вещества лежат на поверхности стекла никак не взаимодействуя с ним. Отсюда мы можем заключить, что все без исключения холодные витражные краски являются очень нестойкими. В своей работе мы, практически, не используем данные техники именно потому, что нет гарантии долговечности такой росписи.

Однако в некоторых случаях, по согласованию с заказчиком, возможна подрисовка витража холодными красками.

Плюс состоит в том, что это очень доступные материалы, а роспись выполняется относительно быстро. Но это, скорее, не полноценная роспись, а выделение некоторых деталей (рис.26.). Например, это могут быть прожилки на листьях и цветах.

Рис.26. Пример подкрашивания витража холодными красками

Какой бы ни была роспись стекла в Вашем интерьере, это всегда будет привлекать внимание к деталям витража и вызывать желание рассматривать работу. Такие изделия выглядят так же красиво вблизи, как и на расстоянии. Каждый новый слой изображения создается с использованием стеклянных красок, эмалей и пятен, которые полностью обжигаются в печи, что обеспечивает долговечность краски, а законченная работа принесет массу эстетического удовольствия.