Витражи в технике тиффани. Как найти идеальный вариант для интерьера... - Максименко Анна - Витражи и окна

Витражи в технике тиффани. Как найти идеальный вариант для интерьера...

 

 

ЛУИ КОМФОРТ ТИФФАНИ, ЕГО УНИКАЛЬНОЕ СТЕКЛО И ТЕХНИКА “МЕДНОЙ ФОЛЬГИ”

Данную статью хотелось бы посвятить современной трактовке витража в технике Тиффани. Мы постараемся минимально затрагивать тему исторических фактов витражного искусства, но всё же невозможно обойти этот момент полностью. История, пусть и совсем недавняя, дает возможность глубже понимать сущность той или иной техники работы со стеклом, а значит грамотно составить свой проект с использованием стекла в интерьере…

В предыдущей статье мы говорили о классической росписи и об эффектах, которых мы можем добиться использую ту или иную технику окрашивания стекла.

Однако в 19 веке нашелся человек, которого не устраивало средневековое, окрашенное в ровный цвет и тонированное гризайлями стекло. Этого человека звали Луи Комфорт Тиффани (рис.1), тот самый, который использовал в дальнейшем и технологию применения «медной фольги», и различные способы окрашивания стекла оксидами металлов в массе.

Рис.1. Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany, 18 февраля 1848, Нью-Йорк — 17 января 1933, Нью-Йорк) 1568

Тиффани некоторое время работал художником по интерьеру, и находился в поиске идеального варианта использования стекла для своих проектов. Витражное искусство в том виде, в котором оно существовало на тот момент, никак не удовлетворяло его запросам и грандиозным замыслам. По этой причине в 1878 году Тиффани открыл свою собственную мастерскую и небольшой стекольный литейный завод. Его изобретательность как дизайнера витражей и как производителя материалов, с помощью которых они создавались, сделали его известным во всем мире.

Что важно отметить, так это то, что Луи Комфорт Тиффани стремился исключить все окрашенные гризайлями детали. Ему хотелось видеть яркие цвета, которые фактически сливались бы в стекле, пока оно находилось в расплавленном состоянии, а не наносились на поверхность, как это было принято ранее. Мастер хотел добиться такого эффекта, при котором само стекло передавало бы текстуру и насыщенные цветовой палитры витража.

В средневековом свинцовом витраже детализация достигалась прорисовыванием некоторых элементов рисунка красками. Сейчас мы используем этот же эффект в тех случаях, когда хотим придать рисунку ощущение многообразия и проработанности, но сократить количество паяных деталей (например, чтобы облегчить конструкцию или сделать проект более рентабельным).

Но Луи Комфорт Тиффани стремился добиться ровно противоположного эффекта. Техника «медной фольги», которую он использовал в своих работах, давала возможность собрать витраж из совсем небольших фрагментов стекла.
Особенности данной техники заключаются в том, что небольшие кусочки стекла обматываются фольгой и соединяются между собой оловянным припоем, после чего швы покрываются патиной. Эта техника давала совершенно иной уровень детализации, который ранее был недостижимым. Массивное и грубоватое обрамление свинцом не идет в сравнение с живой линией оловянного припоя. Самые мелкие детали было возможно выполнить из определенного оттенка стекла и отдельным кусочком, что практически было неосуществимо для свинцовой сборки.
Более того, подобная технология сборки позволяла использовать не только традиционное стекло, но и текстурированные поверхности, элементы нестандартной формы, выпуклые или вогнутые стекла.

Этот метод был доминирующим для создания витражей в Европе в течение сотен лет.
Незадолго до смерти Льюиса (1933) его фирма закрылась, но техника Тиффани до сих пор считается одной из лучших, а произведения являются шедеврами искусства

Сегодня хотелось бы поговорить о возможностях, которые дает нам техника Тиффани.

Продолжение