витражи

+7 985 727-73-97
продажи

+7 495 573-41-17

Схема проезда


Готика

Готические витражи, ок 1200 - 1350 гг

Витраж представляет собой главный вид художественных изделий из стекла в готическую эпоху; отчасти это объясняется тем, что, в отличие от романской архитектуры, в готических церковных зданиях увеличивается площадь окон. По сравнению с романскими витражами в готических отмечается более конденсированный и глубокий цвет. Так, синие цвета темнеют, а неокрашенные стекла появляются изредка и служат для получения блестящих точек. При этом ради экономии часто применяются гризайли, и не только в бордюрах, где они используются для наносимого кистью растительного орнамента, но также и для фонов. В XII в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван украшая поучать. На большой высоте мы часто видим изображения людей в крестоцвете, помещенные под аркадой или под сводом. Чисто орнаментальные элементы — ветвевидный орнамент, флероны, пальметты встречаются все реже. В XIV в. на бордюрах витражей появляются маленькие человеческие фигуры.

Великие готические соборы Франции создавались в одну из наиболее пестрых и динамичных эпох западной цивилизации. Набирал силу процесс становления светского мира, в некотором роде сравнимого с современным. Тем не менее, духовная сторона оставалась сильной и полной жизни.

Часовня Сент-Шапель, Париж, Франция, 1243-1248

Большинство великих готических соборов было создано в первой половине тринадцатого века. Сохранившиеся до наших дней, они утвердились в западном общественном сознании как оптимальная форма храма божия. Архитектура готических построек кардинально отличается от массивных приземленных зданий романского периода. К концу XII века соборы приобрели вид конструкций, основанных не на толстых стенах, а на чередовании вертикальных шпилей, остроконечных арок и ребристых сводов. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило переворот в архитектуре северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий.

Собор в Шартре, Франция, 1200-1215

Во время правления Людовика IX (1220-1270) утонченное изящество и великолепие отделки было объединено в достаточно широких рамках наружных изваяний соборов. От поощряемого монархом творческого союза родилась уникальная эстетика рафинированной изысканности. Типично французский подход к искусству как к насущной необходимости впервые выделяется в начале тринадцатого века. В рамках французского "дворцового стиля" витражи приобрели утонченную красоту отделки и нежную цветовую гармонию. Радикальные изменения в архитектурном контексте окон были вызваны стремлением зодчих достичь предельной пропорции застекленной поверхности помещений. Уменьшение толщины внешних контрфорсов на хорах заложенного примерно в 1230 году Амьеннского собора позволило максимально увеличить ширину и высоту окон. Тонкие каменные "ажурные" переплетения, обрамляющие верхний ряд окон, отличаются затейливостью орнамента. Захватывающий дух ансамбль нефов в соборах этого периода отражает подчеркнуто линейную систему гармонических пропорций и вертикальной акцентуации. Проникая сквозь заключенные в каменный ажур стекла, свет приобретает свойства вездесущей всепроникающей субстанции.

Кроме уже упомянутого собора в Бурже XIII век оставил нам первоклассные образцы в соборах Анжера, Шалона-на-Марне, Клермон-Феррана, а также в Германии—в Страсбурге, где мастера отдавали предпочтение желтым и зеленым тонам, и в Штутгарте. Все эти витражи отличаются прекрасной гармонией общего ансамбля.

В XIV в. художники все больше обращаются к витражной гризайли, размер отдельных стекол увеличивается, свинцовая вязь обрамления голов часто делается незаметной, рисунок становится изящнее и тоньше, напоминая книжную миниатюру. Кроме того, бесцветное стекло вытесняет преобладавший прежде синий цвет и держится некоторое время, пока его холодность не побудила художников вернуться к теплым тонам хотя бы в изображении одежд. От XIV в. до наших дней дошли великолепные витражные ансамбли, в частности в соборе Эврё и в Руанской церкви Сент-Овен. Повсеместно отмечается развитие архитектурного декора, вызванное не только преобладающей ролью архитектуры, но и стремлением заполнить высокие и узкие стрельчатые проемы.

 

Задать вопрос

К сожалению выбраной формы не существует