витражи

+7 985 727-73-97
продажи

+7 495 573-41-17

Схема проезда


Ренессанс

Катастрофические события XIV века - включая Столетнюю войну между Англией и Францией и Черную чуму - были сбалансированы тем, что получило название интеллектуального возрождения современной Европы. К 1400 году многовековое противостояние духовного и светского решительно обернулось в пользу последнего.

Модернизировались традиционные технологии витражного дела. Был открыт новый красящий препарат, серебряная протрава, что позволило совершить переворот в техническом и эстетическом развитии жанра. Впервые появилась возможность нанесения отчетливых насыщенных тонов прямо на поверхность стекла. Наложение тонкого слоя серебряного раствора позволяло получить гамму оттенков от ярко-желтого до темно-оранжевого, что было особенно удобно для изображения предметов из золота, например, корон. Яркость и декоративность окрашенных серебряной протравой деталей усиливала отражение света - примерно так же, как тисненое сусальное золото задних планов панельных росписей того времени. Серебряному травлению была уготована выдающаяся роль в развитии витражного дизайна на многих этапах периода поздней готики и Ренессанса.

С уходом готики в прошлое витражи остались специфической изобразительной формой Северной Европы. После 1300 года искусства этого региона тоже подверглись дальнейшей трансформации. Источником вдохновения стала Италия. В Риме и Флоренции Джотто и его последователи, стараясь придать своим полотнам ощущение пространства, совершили революцию в области композиции и объемных форм. Как видно на окнах церкви францисканского монастыря в Кёнигсфельдене, Швейцария, художники Северной Европы успешно внедряли эти новшества в собственные, более детализированные местные стили.

К началу XIV века северные художники смогли противопоставить более чем вековому господству классицизма в искусстве действительно достойный ответ. Замечательные окна в аббатстве Клостернойбург недалеко от Вены свидетельствуют об исключительной тонкости восприятия их создателями рациональной формы. По обеим сторонам Альп век закончился утонченной гармонией "международного готического стиля". Итак, было достигнуто равновесие между описательным реализмом северных художников и иллюзорностью пространства и формы итальянского искусства. Два типа изобразительности объединило всеобщее стремление к декоративности, порожденное официальным придворным искусством Франции.

В 1430-е годы в Германии Ганс Акер создал окна для часовни Бессерер в Ульм Минстере, знаменитые превосходным сочетанием декоративного цвета и формы. Художник и иллюстратор Белбел-ло да Павиа из Северной Италии стал автором фигур пророков и других образов для нового готического собора в Милане, выполненных в таком же интимном ключе.

Проследить развитие и производство витражного стекла в эпоху Ренессанса намного легче, чем в предшествующие ей романский и готический периоды. Авторство ранних витражей определить практически невозможно. Создание работы может быть заслугой стеклодела или художника другого жанра, например, иллюстратора манускриптов - их имена почти никогда не известны. С другой стороны, в период Ренессанса имена и творчество многих авторов нововведений и усовершенствований в витражном деле более или менее документированы. Например, в Германии было много свободных художников-витражистов, занимавшихся дизайном и производством собственных окон. В середине и конце пятнадцатого века Петер Хем-медь фон Андлау держал в Страсбурге крупную мастерскую, поставлявшую продукцию для многочисленных строек по всей Германии. В настоящее время его имя почти забыто, но это был один из стеклоделов, наиболее тонко чувствовавших выразительные достоинства витражного стекла.

Влияние различных форм реализма на витражи XV века было еще более глубоким, чем в предыдущем столетии. В искусстве живописи определился новый подход к выразительности, которому должны были следовать другие жанры. Континент по-прежнему был раздроблен на огромное количество независимых городов и уделов, существовавших рядом с крупными национальными государствами. Соответственно, в каждом из этих центров в период их наивысшего экономического и политического расцвета развивались неповторимые художественные стили. Боль шая часть искусства Раннего Ренессанса несла печать народности и городского уклада при сохранении значительных различий в местных традициях.

В Италии витражи часто считались несовместимыми как с солнечным климатом, так и с рациональным мышлением классических художников. Хотя жанр не был таким распространенным, как на севере, многие из созданных в Италии работ входят в число наиболее оригинальных и прекрасных окон того периода. Замыслы витражей, осуществленные художниками, чьим основным занятием являлись скульптура или живопись, часто достигали уровня совершенства, сравнимого с теми, кто специализировался исключительно на витражах. Итальянские скульпторы Гиберти и Донателло иживописцы Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо создали поразительные эскизы для производства тонди, панорамных окон, окаймляющих барабан величественного купола Флорентийского собора. В этих работах 1440-х годов представлены практически все наиболее современные изобразительные принципы раннего итальянского Ренессанса. Авторство полномасштабных эскизов (картонов) несомненно принадлежит вышеупомянутым художникам, но цветовые контрасты и акценты вполне могли создаваться в сообществе с мастерами-стеклоделами, непосредственно составлявшими окна.

Среди наиболее очаровательных нововведений периода Раннего Ренессанса -медальоны серебряного травления. Редко превышающие тридцать сантиметров в диаметре, эти работы впервые появились в Англии, но быстро стали непременным атрибутом стекольного искусства в низинах Фландрии. Первоначально медальоны предназначались для домашней обстановки, лишь иногда украшая общественные здания и церкви. Сюжеты этих миниатюр почти Всегда посвящены моральной или религиозной тематике, но часто настолько экспрессивны и проникнуты народным колоритом, что их с полным правом можно отнести к разряду светского творчества. Во фламандских медальонах божественные образы появляются рядом с геральдическими эмблемами и составляют как бы семейные декларации веры. Содержание насыщалось богатством деталей, характерным для фламандской живописи по дереву и иллюстраций манускриптов той поры. Со временем превратности вкуса и скоротечность моды стали причиной исчезновения почти всех медальонов серебряного травления с мест их первоначального расположения, но деревянные панели правдиво зафиксировали значение этих работ в интерьерах домов среднего класса.

Задать вопрос

К сожалению выбраной формы не существует